БАНКИ и ФИНАНСЫ www.buzdalin.ru

www.buzdalin.ru
www.prognoz.4u.ru

Home
Новости сайта

   IR

   БАНКИ

   РИСКИ

   РЫНКИ

   прочее

   КОЛЛЕГИ

 

Автор проекта Алексей Буздалин
А.В. БУЗДАЛИН

   биография
   публикации

 +7 495 9912238 A@Buzdalin.ru


 

 
Победа разума
Центральный банк осознал потенциальную опасность внедрения системы страхования депозитов и сделал решительный шаг в сторону поддержания российского банковского бизнеса

21 сентября принесло долгожданную ясность в прогнозы относительно практики внедрения системы страхования вкладов в российских банках. Похоже, самые страшные сценарии развития событий, предполагающие масштабные банковские потрясения, можно хотя бы на время забыть. Анализируя последнее заявление зампреда ЦБ Андрея Козлова касательно ожидаемой численности банков в системе страхования, а также качественный состав опубликованного первого списка “застрахованных” банков, можно сделать важный вывод, - Центральный банк осознал потенциальную опасность системы страхования депозитов, и ее внедрение будет осуществляться по наиболее “мягкому” и безболезненному для российской банковской системы сценарию.

Напомним, именно неопределенность относительно практики внедрения системы страхования депозитов стала одним из основных факторов банковского кризиса лета 2004 г. Тогда, в ожидании массовой “чистки” банковской системы посредством жестких критериев отбора кредитных организаций в систему страхования, с последующей неминуемой перспективой разорения непрошедших банков, банковская система погрузилась в туман информационной неопределенности, взаимного недоверия и ожидания неизбежного банковского коллапса. В итоге банки стали закрывать взаимные лимиты межбанковского кредитования, у ряда кредитных организаций сразу же возникли проблемы с обеспечением ликвидности, и как результат, началась паника среди их вкладчиков, чуть было не захлестнувшая всю банковскую систему и не перешедшая в фазу с необратимыми последствиями.

Долгожданная ясность

На прошедшей по вторник пресс-конференции зампред ЦБ Андрей Козлов четко заявил, что по оценкам Банка России большинство из 1266 действующих в России банков в итоге войдет в систему страхования депозитов. Наконец-то появилась долгожданная ясность об итоговых пропорциях создаваемой системы страхования. Раз объявлено, что войдут почти все банки, то это означает, что клиентам не стоит беспокоиться относительно финансовой устойчивости этих банков, что Центральный банк, проведя поголовную проверку всех банков скажет, что почти все они достаточно надежные, что не надо спешно забирать из них вклады, что риски в банковской системе малы и что всех нас ждет безоблачное будущее, по крайней мере, в обозримой перспективе.

Однако, остается открытым вопрос – зачем, начиная с 1998 г., надо было тратить столько времени и сил на разработку соответствующих законов и нормативной базы, зачем потребовалось в масштабах всей страны в каждом банке и в каждом филиале банка проводить комплексную проверку, что не только потребовало неимоверных трудозатрат со стороны органов банковского надзора, но и буквально “поставило на уши” всю банковскую систему, с неминуемыми в таких случаях неразберихой, паниками и дополнительными финансовыми затратами? Зачем понадобилось реализовывать такой масштабный проект, где на выходе будет объявлено, что почти все банки надежны и почти все они войдут в систему страхования?

Ответ очевиден, - изначально предполагалось, что в систему страхования должны войти далеко не все банки. Ни для кого не секрет, что на этапе обсуждения закона о страховании депозитов планировалось сделать из процедуры принятия банков в систему гарантирования процедуру отсева “лишних” кредитных организаций. Из уст неоднократно руководства ЦБ звучали заявления, что нынешняя численность банковской системы избыточна и что было бы благом ее сокращение как минимум вдвое.

Похоже, только в самый последний момент Центральный банк окончательно осознал всю пагубность выбранного курса и принял принципиальное решение спустить ситуацию “на тормозах” и не допустить дальнейшей дестабилизации банковской системы. Это чрезвычайно правильное, хотя и запоздалое решение, которое банковское сообщество ждало уже давно.

Было бы наиболее просто и безболезненно для банковской системы, если бы изначально в законе о страховании депозитов было бы предусмотрено, что в нее будут приняты все кредитные организации, обладающие лицензиями на работу с населением, что в итоге по факту и произойдет. И это было бы весьма логично, т.к. именно основной функцией Центрального банка является контроль за финансовой устойчивостью банков, и именно на основании такого мониторинга ЦБ производит лицензирование деятельности кредитных организаций. Если банк с определенного момента перестал выполнять требования ЦБ, то это может являться поводом для отзыва лицензии. Тем самым, кажется абсолютно бессмысленным проведение двойного контроля финансовой устойчивости банков посредством дополнительных критериев их отбора в систему страхования. Если у банка есть лицензия на работу с населением, что это должно означать? Что ЦБ гарантирует ее достаточную финансовую устойчивость. А если при наличии лицензии ЦБ констатирует, что банк ненадежен, то это очевидный просчет в работе регулятора, - лицензия у такого банка должна быть отозвана.

Объявить о том, что в систему страхования войдут почти все банки, надо было хотя бы год назад, тогда, возможно, удалось бы избежать банковских потрясений 2004 г., которые не прошли без последствий для банковской системы. Многие российские банки, прежде всего малые и средние, продолжают функционировать в ситуации кризиса доверия, что самым негативным образом сказывается на их финансовой устойчивости. Теперь, когда ясно, что почти все они вступят в систему страхования, возникают резонные опасения не вызовет ли это дискредитацию системы страхования? Не повлекут ли спровоцированные печальной практикой внедрения системы страхования банковские проблемы дальнейшие банкротства кредитных организаций? Хватит ли в страховом фонде средств, чтобы компенсировать потери всех разорившихся банков? Причем, следует помнить, что закон гарантирует возврат средств лишь частным вкладчикам и то не в полном объеме, тогда как за кадром остались средства предприятий, которые составляют большую часть пассивов банков.

Похоже, что после пяти лет разработки и внедрения закона о гарантировании, стало окончательно ясно, что система страхования вкладов не нужна никому: ни государству, ним вкладчикам, ни банкам. Коммерческие банки не ждали от нее ничего хорошего. В итоге они получили банковскую дестабилизацию лета 2004 г., неимоверные финансовые и трудовые затраты для вступления в систему гарантирования и обязанность платить за это деньги, отчисляя ежеквартально 0,15% от суммарного объема депозитов в страховой фонд. Центральный банк, планировавший осуществить таким образом “зачистку” банковской системы в последний момент понял опасность таких планов и отказался от задуманного. В интересах населения в июле был принят закон о поголовном гарантировании вкладов во всех банках и компенсировании потерь из прибыли Банка России, что, по сути, дублирует закон о страховании депозитов. Единственным аргументом в пользу целесообразности создания системы страхования является то, что бремя ответственности по вступившим в нее банкам будет перекладываться с плеч ЦБ (который должен отвечать за финансовую устойчивость банков и осуществляет лицензирование их деятельности) на плечи АСВ, а точнее на плечи кредитных организаций, которые будут формировать страховой фонд. Насколько справедливо такое перераспределение ответственности?

В опубликованном первом списке банков, вошедших в систему страхования депозитов, числится 26 кредитных организаций. Число явно некруглое и наталкивающее на определенные размышления. В прессе незадолго до обнародования списка мелькала цифра 30-ти ожидаемых застрахованных банков. Само собой напрашивается вывод, что 4 недостающих банка были отбракованы. 4 из 30 это примерно 13%. Вот предварительная оценка итогового числа застрахованных банков. Если на вхождение в систему страхования подали заявки 1137 банков, то “почти все” в устах Андрея Козлова означают 990 кредитных организаций.

Региональный уклон

Первый список банков вступивших в систему страхования депозитов удивляет своим качественным составом. Так, из действующих на сегодня 1266 банков примерно 50% приходится на московский регион, тогда как среди принятых в систему страхования 26 банков только 3 (12%) московские. Чем объяснить такую явную “симпатию” ЦБ региональным банкам? Конечно, все можно пытаться объяснить простой очередностью в процессе подачи заявок и проведения проверок для вступления банков в систему страхования, - кто первый прошел эти процедуры, того первым и рассмотрели. Если это так, то только отчасти, поскольку техническая очередность прохождения банками проверок также может иметь определенные скрытые нюансы. Так почему же первыми приняли преимущественно региональные банки?

Во-первых, в регионах число действующих кредитных организаций несопоставимо меньше с московскими масштабами (в Москве действует 636 банков), в некоторых субъектах федерации коммерческие банки можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем, как правило, у региональных банков нет развернутой филиальной сети, их проще, а значит, и быстрее проверить. Также ни для кого не секрет, что численность сотрудников региональных главков ЦБ неимоверно раздута, что выводит Банк России на первое место в мире по численности персонала. В регионах для проверки банков могут быть задействовано гораздо большее количество проверяющих, что соответственно сокращает сроки анализа банков.

Во-вторых, на региональном уровне наблюдается особый симбиоз государственных и финансовых элит. Многие высокопоставленные чиновники связаны непосредственным образом с деятельностью региональных предприятий и банков, которых раз два и обчелся. Понятно, эти чиновники не могут допустить, чтобы у их подконтрольных структур возникли какие-либо проблемы с вступлением в систему страхования, тем более, что первые банки, вступившие в систему страхования, будут обладать явными конкурентными преимуществами по сравнению со своими менее “шустрыми” коллегами по банковскому бизнесу.

В-третьих, (а к чему тогда было во-первых и во-вторых, если объяснить хочется только третьим.), Банк России, устанавливая приоритет страхования региональных банков, пытается нивелировать необоснованные конкурентные преимущества у первых прошедших эту процедуру кредитных организаций, что может вызвать опасное для общей устойчивости банковской системы перераспределение ресурсов. Так, если в первую очередь в систему страхования вступят мелкие региональные банки, то, очевидно, что клиенты более крупных и заведомо более надежных банков, особенно из других регионов, не будут стремиться перевести свои средства в банки, получившие государственные гарантии.

Такая стратегия способна снизить нарастающую напряженность в банковском сообществе. Если и в дальнейшем ЦБ будет ее придерживаться насколько это возможно, то, вероятно, ему удастся полностью устранить потенциальные опасности внедрения системы страхования депозитов.

Первые герои

Давайте проанализируем некоторые финансовые показатели вступивших в систему страхования банков. Здесь также можно сделать несколько интересных наблюдений. В таблице 1 представлены базовые показатели 6-ти крупнейших банков (с активами более 5 млрд руб.), вступивших в систему страхования. Список возглавляют два крупных московских банка “Еврофинанс-Моснарбанк” и “Русский стандарт”, причем ни тот ни другой в своей политике по привлечению ресурсов не делает ставку на работу с физическими лицами. Так, доли вкладов физических лиц в пассивах данных банков – 6% и 9% соответственно, что весьма скромно выглядит по сравнению с другими кредитными организациями. Следовательно, эти банки безопасны с точки зрения перераспределения обязательств и недобросовестной конкуренции на рынке банковских услуг.

Таблица 1. Основные показатели крупнейших банков (тыс руб.)
На основе данных агентства “Интерфакс”

 

  Другие банки, вступившие в систему страхования несопоставимо меньше по сравнению с двумя крупнейшими, и кроме “Мак-банка” все они работают в регионах. Так суммарные активы третьего в списке банка “Кредит Урал” почти в три раза меньше аналогичного показателя для “Русского стандарта”.

Совокупный объем депозитов населения, вошедших в систему страхования, насчитывает около 25 млрд руб. или 1,4% от 1,8 триллионов руб. общего объема вкладов населения. Это пока является довольно незначительной цифрой, чтобы делать какие-либо масштабные выводы об изменении расстановки сил на рынке банковских услуг.

Интересные выводы позволяет сделать сравнительный анализ усредненных относительных показателей финансового состояния банков, вступивших в систему страхования, и тех, которые еще ждут решение своей участи. Так, доли вкладов физических лиц в застрахованных банках почти в два раза больше чем у других кредитных организаций (34% против 18%). Частично это может объясняться тем, что в последнее время малые региональные банки стали намного активнее работать с населением, чем сопоставимые по размеру их коллеги из крупных мегаполисов, где широко доступны услуги большинства банков федерального уровня. С другой стороны, такая разница показателей свидетельствует об определенном повышенном уровне финансовой устойчивости этих банков, что нашло отражение в располагаемом ими особым кредитом доверия со стороны населения.

Таблица 2. Сопоставительный анализ групп банков
На основе данных агентства “Интерфакс”

Аналогична, хотя и не столь значима, разница в долях суммарных объемов привлеченных средств населения и предприятий. Застрахованные банки на 14 п.п. опережают своих конкурентов.

Весьма внушительной выглядит разница в рентабельности бизнеса анализируемых групп банков. Так, у застрахованных банков соответствующий показатель в три раза превосходит аналогичный показатель для других кредитных организаций, составляя 23% годовых. Рентабельность капитала – один из основных факторов финансовой устойчивости банка, что только подтверждает “особый” выбор Банка России.

У вступивших в систему страхования банков доля собственных средств в пассивах на 12 п.п. меньше, чем у незастрахованных (18% против 30%), что свидетельствует о развитости их бизнеса. Аналогичный вывод позволяют сделать сравнение показателей структуры активов банков. Застрахованные кредитные организации более активно занимаются кредитованием реального сектора экономики (64% против 53%), а также меньше уделяют внимания высокорисковым спекуляциям на финансовом рынке (доля высоколиквидных активов застрахованных банков составляет 18% против 20% у остальных банков).

Надежда на спасение

Подводя итоги проведенного экспресс-анализа, можно заключить, что первая группа банков, вступивших в систему страхования, далеко не последняя с точки зрения показателей их финансовой устойчивости. В этой связи можно усомниться в том, что если Центральный банк будет и среди других банков отбирать кредитные организации с похожими показателями финансовой устойчивости, то в итоге в систему страхования вступят “почти все” банки, т.к. таких “хороших” банков не так много.

С другой стороны, если все же обещаниям Андрея Козлова суждено сбыться, то следует понимать, что число действительно проблемных банков намного больше, чем количество кредитных организаций, оставшихся за бортом системы страхования. Как минимум, по самым скромным оценкам большинства банковских аналитиков, около 200-ти банков обречены в обозримом будущем лишиться лицензии. Тому во многом способствует обострение конкурентной борьбы, в том числе и со стороны банков с иностранным участием в капитале.

Наглядный пример тому – недавняя история с “Райфазенбанком”. В ситуации, когда появились намеки, что у данной кредитной организации могут возникнуть проблемы с доверием вкладчиков, тут же вмешалась материнская компания, заявив, что предоставляет российской дочке гарантии, размер которых с лихвой перекрывает все вклады физических лиц. А рейтинг “Райфазенебанка” превышает суверенный рейтинг Российской Федерации.

Для иностранных банков система страхования по сути не играет никакой роли. Они изначально находятся в более выгодных конкурентных условиях, чем большинство российских банков. За ними стоит несокрушимая мощь материнских структур, а значит, эти банки неизбежно будут теснить российских конкурентов.

Хотя и с запозданием, но все же Центральный банк осознал потенциальную опасность внедрения системы страхования депозитов и сделал решительный шаг в сторону поддержания российского банковского бизнеса. Шаг – который может существенно нормализовать ситуацию в банковской системе. Не беда, что система страхования утратила смысл и, по всей видимости, ей суждено превратиться в очередную профанацию. Намного важнее обеспечить реальную устойчивость российской банковской системы. Победа разума торжествует!