БАНКИ и ФИНАНСЫ www.buzdalin.ru

www.buzdalin.ru
www.prognoz.4u.ru

Home
Новости сайта

   IR

   БАНКИ

   РИСКИ

   РЫНКИ

   прочее

   КОЛЛЕГИ

 

Автор проекта Алексей Буздалин
А.В. БУЗДАЛИН

   биография
   публикации

 +7 495 9912238 A@Buzdalin.ru


 

 

Алексей Буздалин: Встряски банковской системе не избежать
Алексей Владимирович, Госдума приняла во втором чтении поправки в законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном Банке РФ", устанавливающие минимальный размер капитала для действующих банков в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. Какие последствия возможны для банковского сектора от таких поправок, оправдан и целесообразен ли такой шаг на нынешнем этапе развития банковского сектора?

Эта тема давно и много обсуждалась, причем, вопрос о регламентировании минимального уровня капитала возник еще до кризиса 1998 года. Если раньше срок вступления в силу этого требования последовательно переносился, то теперь, похоже, Государственная Дума решила поставить в этом вопросе точку, установив цифру в 5 млн. евро и скрепив эти требования законодательно. В принципе, требование вполне разумно, главное, что большинство (порядка 600 российских банков) это требование уже заведомо выполняет. Оставшиеся кредитные организации в силу своей малости в совокупном объеме активов в банковской системе не превышают 3%. Таким образом, вряд ли стоит говорить о масштабных негативных последствиях принятия этих поправок. Хотя, определенные встряски банковской системе не избежать.

Принятые Госдумой поправки предполагают установку требований к минимальному размеру капитала в 5 млн. евро лишь для вновь создаваемых банков, тогда как уже существующие кредитные организации смогут продолжить функционировать при условии, если они не будут снижать текущий уровень капитала. Такая "дедушкина оговорка" хоть и выглядит поблажкой для мелких банков, но не должна восприниматься, как реальная возможность для мелких банков сохранить бизнес. Дело в том, что риск снижения капитала существует для любого, даже очень крупного и надежного банка, примером тому служат события лета 2004г. С другой стороны, у мелких банков как правило наблюдается низкая диверсификация бизнеса, а значит в случае проблем с возвратом одного крупного кредита у банка неминуемо упадет капитал а затем последует отзыв лицензии. При этом клиенты таких мелких банков после принятия Госдумой данных поправок неминуемо станут воспринимать свои банки как потенциально опасные, дефолт которых может возникнуть не только по причине их финансовой несостоятельности, но и из-за регулятивного вмешательства Центрального банка при снижении уровня капитала. Представляется что у таких малых банков клиенты, несвязанные с их владельцами, постараются перейти на обслуживание в более крупные и перспективные кредитные организации. Таким образом, принятие требований к минимальному размеру капитала банков является фактором дестабилизации финансового состояния для малых банков, а значит, эти банки обречены – они будут укрупняться, сливаться, перепродаваться и ликвидироваться. Существуют опасения, что в итоге могут пострадать некоторые категории банковской клиентуры, неинтересные для обслуживания крупным банкам. Поэтому лично я не сторонник насильственного уничтожения малых банков.

22 марта 2006

Буздалин Алексей Владимирович