БАНКИ и ФИНАНСЫ www.buzdalin.ru

www.buzdalin.ru
www.prognoz.4u.ru

Home
Новости сайта

   IR

   БАНКИ

   РИСКИ

   РЫНКИ

   прочее

   КОЛЛЕГИ

 

Автор проекта Алексей Буздалин
А.В. БУЗДАЛИН

   биография
   публикации

 +7 495 9912238 A@Buzdalin.ru


 

 

Алексей Буздалин: Участие банков в национальных проектах не должно основываться на голом энтузиазме
Алексей Владимирович, какую роль могут играть банки в реализации национальных проектов, какие инструменты могут быть задействованы, какие могут внедряться как новые?

Проблема в том, что сам по себе призыв к банкам участвовать в национальных проектах мало чего значит. Для коммерчески банков основная цель их деятельности – финансовый результат. Причем это является не только целью их деятельности, но и необходимым условием их устойчивости – если у банка неудовлетворительные финансовые результаты, то скоро этого банка не будет. Таким образом, призыв к участию банков в национальных проектах не должен идти вразрез с эффективностью их деятельности, иначе этот призыв будет восприниматься как призыв к самоубийству, на что, конечно, банки никогда не пойдут.

Медведев призвал банки активнее развивать ипотеку и кредитование сельского хозяйства, но именно с этими направлениям банковских вложений связаны наибольшие риски. Так, если мы посмотрим историю российской банковской системы, то увидим, что именно с кредитами сельскому хозяйству у банков чаще всего возникали проблемы. Таким образом, если говорить об участии банков в национальных проектах, то это участие не должно основываться на голом энтузиазме, но обязательно осуществляться при поддержке государства. Только в этом случае удастся каким-то образом компенсировать риски и потенциальные убытки, которые будут возникать в соответствующих направлениях деятельности, что в итоге позволит банкам получить нормальную прибыль.

Как государство может помогать банкам в развитии национальных проектов? Существуют различные способы – компенсация процентных ставок, механизмы рефинансирования, совместное финансирование, налоговые льготы, госгарантии. Тем более, надо учитывать, что на сегодняшний момент национальный рейтинг у России существенно ушел в отрыв от кредитных рейтингов российских корпораций и банков. Соответственно, если, например, государство будет гарантировать привлечение средств коммерческими банками для последующего финансирования национальных проектов, то в этих условиях банки получат возможность привлекать средства намного дешевле, чем они делают сейчас, что может существенно повысить эффективность их деятельности. Но, вообще говоря, подобные механизмы наиболее адекватны и востребованы для проектов с участием банков развития. Сейчас в российском правительстве активно обсуждается вопрос о создании нового банка развития на основе уже существующего РосБРа, Внешэконеомбанка и Росэксимбанка, именно этот банк, как планируется, должен взять на себя инициативу по организации финансирования крупнейших национальных проектов и программ. По сути дела, призыв к участию коммерческих банков в национальных проектах следовало бы расценивать как призыв к участию банков в проектах будущего банка развития. Соответственно, после того, как такой банк будет создан, возможно, у коммерческих банков появятся для этого реальные стимулы.